23 марта 2012 г.

Бесы Достоевского


О "Бесах" Ф.М.Достоевского я слышала много лет назад, и вот мне в руки попалась эта книга, и я решила ее прочесть. И что же: я прочла ее и в какой-то степени  разочарована - я ожидала чего-то другого, более философского, психологичного повествования с легендарными "тремя точками" в конце...Ничего из этого я не увидела здесь.

Конечно, что не могло меня не порадовать, я, наконец, встретила эту "известную и высоко ценимую за рубежом" иронию Достоевского, о которой меня спрашивали на собеседовании при поступлении в ВУЗ.

Действительно, в этом он - мастер: ироничные моменты очень тонки, но смех вызывают очень сильный. Особенно радует, что он использует ее как бы между делом, а не "в лоб", и складывается такое ощущение, что только ты (читающий книгу здесь и сейчас) нашел и разгадал эту иронию - это очень льстит и поднимает в собственных глазах. Ведь не каждый может даже просто читать Достоевского, а уж читать и находить что-то смешное - это уж вообще, наверное, редкий дар)))

Не совсем понятной мне осталась личность главного героя - Николая Ставрогина. Кто он такой? Что за человек? Конечно, на 90% все его тайны раскрыты в дополнительной главе "У Тихона", но она даже не включена в текст самой книги! Здесь он мне показался каким-то мучеником, раскаявшимся грешником, но в конце он же не принял совет Тихона, а сказал: "Чертов психолог!", а значит, и никакой он не праведник!

Вообще, во всей книге неприятно поражает количество смертей, убийств и самоубийств, описанных автором с таким хладнокровием и натурализмом, что иные места даже читать неприятно и тяжело.

Порадовала "история любви" Степана Трофимовича и Варвары Петровны: так ведь и прожили всю жизнь, не смея признаться друг другу, а могли бы жить вместе долго и счастливо. Вообще, поражает эта женщина: всю жизнь она носила маску властной тиранки, но ведь, на самом деле,  она безумно любила Степана Трофимовича, просто боялась что-ли показаться ему слабой? Ради чего?

Совершенно непонятна фигура сына Степана Трофимовича - Петра Степановича Верховенского - то ли он просто такой мерзавец, но зачем он остался безнаказанным, почему не был осужден за свои бесчинства?

В целом, идея о "бесах, захвативших Россию" и вселившихся в свиней (П.С. Верховенского, Н.Ставрогина и проч.) мне понравилась - аллегория яркая. Да и к тому же, можно трактовать иначе: у каждого из героев свой "бес", и они не могут с ними справиться, что не очень-то, впрочем, оптимистично.

Особенно мне обидно за Шатова - человек простил жену, полюбил чужого ребенка, т.е. полностью следовал христианским заповедям: прости и возлюби ближнего своего, подставь другую щеку и т.д. Однако, это его не спасло. Почему?

Конечно, это не Толстой, и христианской правды здесь ждать не приходится, но это было бы логичнее, честнее и приятнее для читателей.

А может Достоевский писал о своих "бесах", все свои проблемы изложил в таких вот образах, а мы сидим и голову ломаем: что он хотел этим сказать???

Подводя итог, скажу, что не жалею о времени, потраченном на прочтение этой книги, ведь одна обнаруженная мною ирония Достоевского дорогого стоит! Да и вообще, есть о чем призадуматься. Буду  ли я перечитывать его - вряд ли. Хотя, кто знает...


1 комментарий:

  1. Как всегда, интересное прочтение! Мне особенно нравятся сопроводительные иллюстрации - в них тоже тонкая, здоровая ирония. Плюс сто!!!
    Ирина Корнаухова, Елец

    ОтветитьУдалить

А что вы думаете по этому поводу?