25 января 2012 г.

Сокровища души


В предыдущем посте я обещала вам рассказать о самых лучших произведениях И.С. Шмелёва из книги "Сочинения. Том 2", и вот я выполняю свое обещание. 

Если честно, это не просто лучшие произведения автора из этой книги - это вообще лучшее, что я читала в своей жизни. А поскольку читала я очень много, можете представить, какого уровня эти произведения! :)

Речь идет о двух совершенно удивительных рассказах: "Росстани" и "Неупиваемая чаша". Хорошие книги бывают двух типов: бывают отличные истории, которые очень приятно читать, но чтобы вернуться к ним, нужно немного подзабыть, в чем там дело. А бывают книги, с которыми не хочется расставаться, хочется перечитывать их сто раз подряд, потому что они очень приятно отзываются в душе чем-то невыразимым. Прочитав такую историю, я чувствую, будто вспомнила что-то давно забытое, но очень хорошее и дорогое сердцу. Вот именно такими и стали для меня "Росстани" и "Неупиваемая чаша" И.С. Шмелева. Теперь расскажу о каждой отдельно:

"Росстани"

Повторюсь: рассказ привел меня в полный восторг! Здесь и описания прекрасные, и история. Может быть, он был мне так понятен и близок, потому что мне удалось пропустить через себя чувства и переживания главного героя? Как ни странно, я легко смогла поставить себя на его место, несмотря на то, что герой - старик, а я - молодая женщина. Но ведь все мы - люди. И у меня тоже иногда возникают подобные мысли и чувства.

Я очень люблю деревню. Не деревню вообще, а именно свою деревню, куда меня ребенком привозили отдыхать каждое лето. Для меня это место очень много значит, здесь, буквально, каждый уголок навевает какие-то воспоминания (как и у героя этого рассказа!). 

А вот для моего мужа и сына - это просто деревня, лес вокруг, пруд, поля...И ничто у них с ними не связано (кроме наших общих воспоминаний). 

Это очень грустно, но есть в этом какое-то чудо, словно эти воспоминания - сокровища, которые принадлежат только мне. Поэтому "Росстани" - очень грустный рассказ, но грусть в нем особенная  - светлая, дорогая сердцу.

"Неупиваемая чаша"

В самом начале рассказ показался мне скучным, но как только началась история, рассказанная Ильей, я уже не могла оторваться. Я никогда в жизни не читала такой прекрасно написанной истории: красивой и невыразимо грустной...

Какая любовь, какая страсть и тихая, светлая грусть заключена в ее строках! Это, безусловно, самая прекрасная история любви из всех, доселе мною прочитанных.

После прочтения и сейчас, когда я вспоминаю о ней, у меня возникает ассоциация с историей, прочитанной Люси в доме тирана (* "Хроники Нарнии. Покоритель Зари" К.С.Льюис): она называлась "Как очистить и обрадовать душу". Так вот, эти слова вполне подошли бы в качестве аннотации к "Неупиваемой чаше". В ней есть все: и грусть, и любовь, и радость, и вера, и долг...

А каким языком написана эта история! Первый раз я читала такую книгу, в которой некоторые предложения хочется перечитывать стразу же после прочтения снова и снова, не потому что что-то непонятно, а потому что поражаешься красоте высказанной мысли...

Это что-то потрясающее! После прочтения этих двух рассказов И.С. Шмелёв укрепил свои позиции моего любимого писателя. Уже за одну "Неупиваемую чашу" он достоин считаться лучшим писателем, гением русской литературы.

2 комментария:

  1. "Росстани", к стыду своему, не читала(. Теперь вот непременно прочту! Спасибо.
    Ирина

    ОтветитьУдалить

А что вы думаете по этому поводу?