18 декабря 2011 г.

О субъективности реализма и о небе над головой


В начале лета мне в руки попался сборник рассказов И.С.Шмелёва с жутко грозным названием "Сочинения. Том 2". Ради интереса я решила его прочесть, хотя и не ждала ничего особо интересного, т.к. знала, что "Лето Господне" - вершина творчества автора, а реалистические рассказы - только преддверие, стало быть.

Да и вообще, реализм - это не совсем моё. Но, в случае с этой книгой, я была приятно удивлена. Она просто перевернула мои представления о литературе вообще и о реализме в частности. Трудно выразить сразу все мои мысли, поэтому буду писать отдельно по каждому рассказу. 

Не беспокойтесь, долго ждать сенсации не придется, она встретилась мне уже в первом рассказе:
"Гражданин Уклейкин"

Когда я только начала читать, у меня часто возникали ассоциации с произведениями М.Горького: похожие описания города, "дна жизни", нищеты и пьянства, но у Шмелёва и подобные повествования не лишены лирики. 

Все-таки он не урбанист, у него природа как будто "рвется наружу", сквозь всю эту черноту и пыль городов она проявляется в описании неба и леса, такого желанного для главного героя; и именно эти проблески зелени и синевы и отличают стиль автора, его уже не спутаешь с Горьким или с кем-то еще. 

И вот в чем сенсация: реализм не может быть объективным, т.к. реальность у каждого своя! Например, Горький видел только нищету и грязь, а Шмелёв заметил, что даже через самую дырявую крышу видны звезды, а это уже романтика! Просто потрясающе, что даже такую, казалось бы, беспросветную историю, ему удалось написать красиво!

Что меня удивило, так это образ главного героя Уклейкина: да, пьяница, да, дебошир, но ему сопереживаешь, сочувствуешь, его жалеешь. Вместе с ним "ожидаешь чуда" от выборов и голосования, жаль, что оно не случается. И очень жаль, что конец печальный.

Или просто я - любительница "хэппи эндов"?  

После прочтения захотелось как-нибудь прочесть это произведение подряд с М.Горьким, чтобы увидеть этот контраст более детально.

И почему никто не подметил этого раньше: по определению "реализм - правдивое изображение реальной действительности", но ведь, что реально для одного, нереально для другого! Мы видим мир через призму своих желаний и надежд, и поэтому видим только то, что хотим видеть. Как хорошо, что и среди писателей были люди, способные просто пошире открыть глаза, чтобы увидеть прекрасное в нашем обыденном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что вы думаете по этому поводу?