30 августа 2012 г.

Красота природы против советского режима. Часть 1


Книгу К.Паустовского "Маленькие повести. Рассказы" я решила прочесть, потому что мне захотелось насладиться красотой описаний, так сказать, литературной живописью. С чего-то я решила, что именно в этой книге я ее найду, хотя прежде я ничего у этого автора не читала. Тем не менее, книга сверх меры оправдала мои ожидания.

Правда, меня удивила ее неоднородность: некоторые рассказы было просто невозможно читать, а другие - просто шедевры! Вот если б убрать все неудачные, на мой взгляд, это была бы просто супер книга. Обязательно буду перечитывать, но выборочно - только то, что понравилось. А еще возникло желание почитать еще что-нибудь из Паустовского. У меня есть еще сборник "Золотая роза" - я очень заинтригована его содержанием - может, это как раз то. что я ищу?*
* Эти слова я писала примерно год назад, с того времени я уже прочла и "Золотую розу", и еще начала один сборник - обо всем этом будет пост немного позднее. А о впечатлениях от новой повести К.Паустовского вы можете прочесть на страничке "Заметки на полях".

Теперь расскажу о каждой составляющей  этой книги поподробнее:

"Судьба Шарля Лонсевиля"

Насквозь просоветская и пафосная повесть. Сперва она вызывала во мне негодование и обиду, так сказать, за Отечество. Как может какой-то француз, посмевший воевать против нас, убивать русских людей - критиковать нашу жизнь и быт?! Ему и так сделали большое одолжение тем, что оставили в живых и всего лишь отправили работать на завод. А он еще и недоволен?! А уж, когда выяснилось, что он, оказывается, был борцом за революцию и приводятся строки Пушкина: "...и на обломках самовластья напишут наши имена..." - это уж совсем никуда не годится, к чему такой пафос?!

"Озерный фронт"

Если честно, я ничего не поняла: ока кой войне идет речь? Кто такие описываемые герои: белые, красные, или сами по себе? И за что воюют? В отличие от первой повести, которая все же вызывает сомнения: может, при повторном прочтении в ней что-то обнаружится; эта не вызывает таких сомнений. Слишком много морской и военной терминологии, в итоге смысл остался мне непонятен.

"Созвездие Гончих псов"

После невразумительного "Озерного фронта" эта повесть меня местами очень порадовала. Особенно воспоминания Меро о новогодней ёлке - очень красиво написано. Очень живо всплывают в памяти собственные впечатления детства. Да и вообще, мысли Меро очень ярки: коротки, но точны. Я, конечно, ждала чего-то другого: жаль, что и сюда вмешалась война (но это уж специфика времени, наверное). Вот если бы вся повесть была написана, как эпизод про ёлку - это был бы шедевр. А так - очень милая и где-то даже трогательная история.

"Орест Кипренский"

До прочтения этой повести я ничего не знала об этом человеке, разве что то, что он был художником. Да и вообще, я была небольшой охотницей до чтения биографий. Но это не просто повесть - биография - это целая картина жизни художника. Автор так ярко и искусно описывает работы Кипренского, что их будто бы видишь воочию! На самом деле, очень захотелось увидеть его картины. Хочется увидеть в них то, что видел Паустовский, и еще что-то своё, за что можно было бы их полюбить.

"Исаак Левитан"

Тоже история художника, но другого - не блестящего петербургского повесы, а маленького сироты-еврея, везде и отовсюду гонимого. Это история еврея, который лучше многих русских понимал и ценил Россию. Его картины мне тоже очень захотелось увидеть и, так сказать, прочувствовать. Но больше всего я благодарна автору этой повести за то, что во мне с новой силой возникло желание рисовать, которое не покидает меня и по сей день. Я люблю природу России, и мне хочется запечатлеть каждый уголок, который дорог моему сердцу. Я решила гнать от себя неуверенность, надо просто брать и делать. Не могут же такие чувства оставаться не выраженными! Левитану очень не хватало солнца в своих работах - да, он жил в тяжелое время, но мы живем в другое, лучшее из всех времен, а значит, у меня просто не может не получится создать что-то красивое и солнечное.

"Тарас Шевченко"

Очень много противоречивых чувств вызвала у меня эта повесть. Сперва казалась она жутко пафосной, насквозь советской историей. Даже хотела бросить, но решила все-таки дочитать до конца - и очень хорошо сделала! Все оказалось не так просто. За этой пафосной историей скрывалась простая история человека, такого же простого, как и все, но с душой художника. Я была поражена идиотизмом властей, которые отправляя Шевченко в ссылку, запретили ему писать и рисовать. Ну ладно, писать - понятно, ведь он писал призывы сбросить царя и т.п., но уж рисовать...Ведь он рисовал пейзажи, архитектуру, что тут такого?

Я поняла, что эта повесть, в первую очередь, о человеческой душе ( а не просто агитация за советскую власть!), когда описывается эпизод о том, как жил Тарас, когда его уже освободили, но приказ еще не пришел, а именно о том, как он купил себе медный чайник и радовался ему "как живому существу". Поразительно! А еще когда он плыл на пароходе и каждый раз после остановок возвращался с берега с огромными букетами полевых цветов и дарил их пассажирам. Какой тонкий момент! Простые радостивозвращают к жизни человека, почти умершего духовно от пустоты и безнадежности. Очень захотелось почитать его дневник, отрывки из которого приведены в повести, надеюсь, он издавался.

В целом, прекрасная история. И если бы мы не жили в такое время, когда все советское отрицается и даже вызывает какое-то предубеждение, это была бы просто история о человеке, прожившем короткую, тяжелую, но замечательную жизнь.

"Мещорская сторона"

Наконец-то я дождалась! Дождалась прекрасных описаний, таких ярких, будто картины, написанные масляными красками. Именно этого я и ждала. Но это превзошло все мои ожидания. Как виртуозно автор "рисует" природу Мещеры, ее жителей и быт! Можно только позавидовать такому прекрасному "художественному" чувству слова. Природа словно оживает, встает перед глазами во всей своей красоте и многогранности.

Очень порадовал юмор в этой повести, особенно эпизод про старичка-москвича с английским спиннингом. Прелесть!
Видимо, Паустовский был далек от политики, а если и писал, то это получалось у него как-то ненатурально (см. "Судьбу Шарля Лонсевиля"). Он - художник, величайший художник слова. Его описания Мещеры очень заразительны. Я очень благодарна ему за вдохновение, которое он мне подарил.

"Разливы рек"

Прекрасная повесть. Очень красивая и печальная. Я не знала об этих событиях из жизни Лермонтова. Как жаль, что он погиб таким молодым! Неужели кто-то действительно подло выстрелил из кустов?

Какая прекрасная и грустная история любви...Просто невыносимо читать о последних минутах, которые могли провести вместе поэт и Щербатова. Как, должно быть, это было невыносимо - осознавать, что расставание неизбежно...

Невольно приходит мысль о том, как же глупо ведем себя порою мы - люди, которые могут наслаждаться своей жизнью, но вместо этого все равно ссорятся и отравляют свою жизнь обидами и непониманием.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что вы думаете по этому поводу?